Музейная комната

Современное общество ставит перед системой среднего профессионального образования новые требования. Главными среди них являются: формирование у студентов умения делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия; проявлять общественную активность и творческую инициативу; видеть ключевые проблемы общественной жизни и участвовать в их решении, устанавливая взаимодействие с окружающими людьми; умение адаптироваться в условиях постоянных общественных изменений.
Становление человека, профессионала в определенной степени является долгим социальным проектом. С другой стороны, социальное проектирование как особый вид деятельности выступает средой и условием формирования качественно новых отношений. Оно эффективно способствует развитию ключевых компетенций студентов в различных сферах деятельности, в том числе, в гражданской социальной деятельности.
В ГОУ СПО «Мишкинский профессионально- педагогический колледж» имеется опыт гражданско-патриотического становления будущих учителей на основе социального проектирования в процессе выполнения студентами курсовых работ, проектов, выпускных квалификационных работ. Одним из требований к выбору темы и критерием качества выполнения данных видов научно-исследовательской работы студентов является их социальная значимость. В основе социального проекта лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. В процессе социального проектирования студенты осуществляют деятельность, имеющую социальный эффект и направленную на практическое решение определенной социально значимой проблемы. Результатом социального проектирования является создание реального «продукта», имеющего практическое значение и принципиально качественно новое приращение личного опыта, т.е. формирование определенной гражданской жизненной позиции в соответствии с социальным заказом.
Участие студентов в социальном проектировании позволяет вовлечь их в краеведческую, поисково-исследовательскую деятельность, что способствует развитию организаторских, исследовательских, коммуникативных, проективных, творческих способностей, делает их участливыми, добрыми, неравнодушными. Примером такого социального проекта являлась в 2005-06 учебном году дипломная работа на тему «История трудового отделения Мишкинского
профессионально- педагогического колледжа».
Любой, уважающий себя человек, должен знать свою родословную. Из поколения в поколение она передается по наследству, бережно хранится и
совершенствуется. Невидимая нить, соединяющая наше прошлое и настоящее, и есть история. История человека, семьи, родного края, цивилизации -составляющие единого понятия - мир. Без знания прошлого нет настоящего и тем более будущего. Для студентов МППК ( в прошлом - Мишкинское педагогическое училище) - это частичка жизни, а, значит, наши корни, наша история.
В 2006 году исполнилось 35 лет образования трудового отделения (ныне специальность «Технология»). За время бучения на отделении подготовлено более 1000 специалистов - учителей технического и обслуживающего труда с разными дополнительными подготовками. О многих из них не известно, а ведь данные о выпускниках, их успехах можно использовать в воспитательной, профориентационной работе.
Поэтому группа студентов специальности «Технология» (мы назвали ее исследовательская группа «Истоки») - Богатырев Евгений, Садритдинова Алия, Притчина Наталья, Томаткина Наталья, Тюхтин Евгений - выбрали для исследования в ходе дипломного проектирования историю трудового отделения Мишкинского педагогического училища. Целью работы группы «Истоки» стало
исследование образования и развития трудового отделения, открытие музея трудового отделения. Изучив «Положение о школьном музее», определили конкретные задачи:
1. Сбор необходимых материалов на основе предварительного изучения литературы и других источников по выбранной теме.
2. Переписка с образовательными учреждениями, переписка и личные контакты с выпускниками.
3. Изучение собранного материала обеспечение его учета и хранения.
4. Создание экспозиций музея, далее
проведение экскурсий и музейных уроков.
В теоретической части дипломной работы студенты раскрыли понятие и историю музея и музейного дела, понятие и содержание музейной педагогики. Музейная педагогика - научная дисциплина, которая исследует музейные формы работы, использование музейных средств с точки зрения педагогики. Целью музейной педагогики является развитие творческих способностей личности, выработка активной жизненной позиции, воспитание личности в самом широком смысле этого слова.
В практической части дипломной работы четко выделяется 3 направления. История во все времена делалась и делается людьми. Поэтому первое направление включает материалы, раскрывающие непосредственно историю создания и развития трудового отделения, данные о преподавателях и сотрудниках, которые в разные годы работали на трудовом отделении.
Для сбора материалов о выпускниках, это было следующим направлением исследования, студенты использовали следующие методы музейно-педагогических исследований:
1. Изучение архивных документов. Исследовали все фотографии из архива
училища, отобрали те, которые касаются трудового отделения. В результате
оформлены папки «Фотографии выпускников», «Фотографии с выставок».
Исследовали книги приказов, книги протоколов заседаний государственных
аттестационных комиссий. В результате получили списки выпускников всех лет
обучения, восстановили имена классных руководителей, оформили стенды с
фотографиями всех выпусков.
Исследовали документы по специализации «Физвоспитание». Наши студенты и выпускники всегда добивались больших успехов в спорте. В результате оформлен специальный стенд «Спорт».
2. Связь с официальными организациями. Использование СМИ. Отправлены
письма в МОУО каждого района, на многие получены ответы с данными о
выпускниках МПУ, оформлена папка. Отправлены письма в газеты районов
области с просьбой к выпускникам откликнуться, прислать данные о себе для
музея.
3. Личные контакты с выпускниками. Поездки по школам, беседы,
анкетирование.
Специальность «Технология» примечательна тем, что все студенты овладевают различными видами ДПИ. Поэтому в музее представлены все виды художественной обработки материалов, которым обучают на трудовом отделении: художественная обработка древесины, работа с берестой, резьба и роспись древесины, тепловая обработка кожи, гильоширование, вязание, вышивание, фриволите и др., а также инструменты и приспособления, необходимые для художественной обработки материалов, т.к. многие инструменты и приспособления изготовлены в условиях мастерских на уроках технического и обслуживающего труда. И это стало третьим направлением работы музея
|
Музей - одно из любимых мест студентов, преподавателей, выпускников,
гостей поселка. Цель работы воплощена - повысилась эффективность использования потенциала образовательного учреждения в решении вопросов гражданско-патриотического воспитания, студенты вовлечены в краеведческую и поисково- исследовательскую деятельность, формируются многочисленные профессиональные и личностные качества будущих специалистов.